Обзор поэзии серебряного века
Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76


Обзор поэзии серебряного века

«Кафейный период» Поэзии серебряного века

Со времени голода двадцатых и последовавшей за ними НЭПа историками Поэзии отмечается начало так называемого «кафейного» (не от «кофе», а от «кафе») поэтического периода. Суть в чём?

Обзор поэзии серебряного векаЗакрытие большинства литературных изданий и альманахов вынуждает поэтическую братию серебряного века искать новые формы подачи поэтического материала.

Причиной этих поисков является не творческая депрессия, но банальный… голод.

Новый поэтический формат!

Во вновь открывающиеся нэпманами кафе большинство поэтов серебряного века подвизается читать стихи за… еду.

Так, пока «почтенная публика» вкушает «судачки а-ля натюрель», со сцены их уши ублажает пиит. Хорошо всем!

Публика «колотит понты» друг перед другом под соусом собственной элитарности, мол, де, мы сюда не просто пожрать зашли, но и насладиться духовной пищей.

Хозяева «потирают руки» от предстоящих барышей, ибо поэты неплохо помогают «делать кассу»: всё же ряд посетителей, действительно, не чужд поэзии и приходит, в том числе послушать стихи в авторском исполнении. Остальные – см. выше – «понты колотят».

Поэты серебряного века рады новой поэтической площадке и, как уже упоминалось выше, банальной еде, которой хозяин потчует автора по окончании выступления.

Поэт «на ставке»…

Позже этот формат стал монетизироваться напрямую, если владелец кафе брал поэта на «ставку».

Особо предприимчивые (тот же Есенин с Мариенгофом) открывают собственное авторское кафе «Стойло Пегаса».

Обзор поэзии серебряного векаТак в Москве и Питере, кроме «Стойла Пегаса» появляется ряд литературных кафетериев типа «Приюта комедиантов», «Домино» и других.

Сложность Поэзии в «кафейный период»

Что же происходит с Поэзией на этом периоде в контексте её эволюции по Чиксентмихайи? А происходит вот что.

Одно дело ты «тиснул стишок» в литературный альманах и получил за это свою «трудовую копейку».

При этом твой опус, кроме тебя и редактора, который вполне быть может тебе аффилирован, никто и не прочитает.

Публичная декламация как новое «требование» Поэзии

Другое дело – ты выносить своё творение на суд публики. Здесь уже одного умения написать стих и красиво его напечатать мало.

Нужно обладать навыками чтеца, а, главное, некой внешней энергетической притягательностью при его декламации, именуемой в простонародье харизмой.

Если ты вышел и что-то, бурча себе под нос, «тупо мямлишь», ты – некомпетентен: в лучшем случае, тебе ничего не заплатит (не накормит) хозяин кафе.

В худшем – под общий свист, улюлюкание и пару-тройку помидоров и гнилых яблок, брошенных «почтенной публикой» на сцену ты с позором ретируешься.

А потом – сто раз подумаешь, прежде чем решишься на повторный опыт, памятую недавнее поэтическое фиаско.

Поэтическая дифференциация

Иными словами, Поэзия серебряного века усложняется! Повышается её дифференциация, когда поэт, чтобы «оставаться на плаву» должен:

Обзор поэзии серебряного века1) уметь писать стихи;

2) знать их наизусть;

3) уметь их декламировать без волнения, стеснения, запинок, забывчивости текста и прочих эксцессов исполнения, то есть обладать навыками профессионального чтеца и

4) обладать исполнительской харизмой при чтении на публику.

Поэтическая интеграция

Повышается и интеграция Поэзии серебряного века: теперь ты не «один на один» с читателем литературного журнала, теперь твоя аудитория – все посетители кафе…

«Кафейный период» как предтеча…

Поразительно, но именно «кафейный период» поэзии серебряного века является предтечей домов культуры и стадионов, собираемых поэтами-шестидесятниками – Рождественским, Евтушенко, Вознесенским, Ахмадулиной и другими «фронтменами» периода «оттепели».

Они в полной мере обладали качествами дифференциации Поэзии серебряного века, означенными выше. Но… ни Время, ни Поэзия не стоят на месте…

назад                                      далее