Наваратна и наперсник (хошен)
Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76


Наваратна и наперсник (хошен)

Основная задача на данном этапе работы – полное абстрагирование от результатов собственного труда, выявленных при исследовании камней наперсника (хошена) и означенных в первой главе «Библейской ювелирики» [5].

Иными словами, необходимо начать всё сначала и посмотреть на камни наперсника (хошена) чистым, незамутнённым взглядом ребёнка. Однако ранее избранный алгоритм исследования достаточно надёжен, чтобы пренебречь им. 

Камни хошена по Синодальному переводу

Наваратна и наперсник (хошен)

Посему обратимся к истокам – Синодальному переводу Ветхого Завета [6], описывающему минералы наперсника (хошена):

«Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною;

и вставь в него оправленные камни в четыре ряда;

рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд;

второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз;

третий ряд: яхонт, агат и аметист;

четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис;

в золотых гнездах должны быть вставлены они.

Сих камней должно быть двенадцать, по [числу сынов Израилевых], по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен» (Исх. 28:15 – 21).

Аналогично в главе 39

Аутентичные описания содержит глава 39 Книги Исход:

«И сделал наперсник искусною работою, такою же работою, как ефод, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона; он был четырехугольный; двойной сделали они наперсник в пядень длиною и в пядень шириною, двойной он был;

и вставили в него в четыре ряда камни.

Рядом: рубин, топаз, изумруд, - это первый ряд;

во втором ряду: карбункул, сапфир и алмаз;

в третьем ряду: яхонт, агат и аметист;

в четвертом ряду: хризолит, оникс и яспис; и вставлены они в золотых гнездах.

Камней было по числу имен сынов Израилевых: двенадцать было их, по числу имен их, и на каждом из них вырезано было, [как] на печати, по одному имени, для двенадцати колен» (Исх. 39:8 – 14).

4 вывода

Наваратна и наперсник (хошен)

Так, уже эти стихи приводят к четырём принципиальным выводам.

Не Наваратна!

Первое. Описанный перечень минералов – не Наваратна в виде Махаратна! Имея в наличии рубин, изумруд, сапфир (вероятно, синий) классического Махаратна, перечень не содержит жемчуга, коралла красного, гессонита, кошачьего глаза и сапфира жёлтого.

Следовательно, если и презюмировать, что девять из двенадцати камней хошена в точности соответствуют принципу Наваратна, значит, в его основу может быть положен только Упаратна.

Невозможность ручной гравировки

Второе. На Упаратна же указывает и сомнительность возможности нанесения на рубин, сапфир синий и, главное, алмаз каких бы то ни было надписей «по одному имени из числа двенадцати колен».

Ибо сапфир синий и рубин имеют 9 из 10 баллов по шкале Мооса, алмаз – все 10 баллов, то есть, обладая максимальной твёрдостью, в отсутствие электричества и абразивных материалов высоких скоростей, возможность обработки этих камней древними иудеями видится более чем умозрительной.  

Нарушен порядок камней!

Третье. «Порядное» описание камней в дальнейшем освобождает нас от рассмотрения версии построения девяти минералов наперсника (хошена) по принципу Наваратна:

рубин – в центре, затем, начиная со второго камня на востоке, по часовой стрелке (слева – направо) (см. третью версию главы 2 «Оберег царя Тира»).

Рубин не по центру!

Четвертое. Это самое «порядное» расположение минералов, «уводящее» рубин – центральный минерал Наваратна – с места Камня 5 либо Камня 8 на место Камня 1 – достаточное основание усомниться в целесообразности дальнейшего исследования.

Уже в версии привязки камней наперсника (хошена) к принципу Наваратна есть что-то от обогревания космоса… Но – прочь сомнения: начертанный путь пройдём до предела…

Возможности…

Опять же, если Камень 5 либо Камень 8 окажутся красным, это снимет все противоречия.

К тому же, «попадание» алмаза на место Камня 6 – «на восток» – и  карбункула, который по Мидраш Раба, «был цвета неба», то есть, возможно, синим, на место Камня 4 – «на запад» – отличный довод в пользу продолжения исследования. 

Цвет знамён и камней сыновей Иакова

Наваратна и наперсник (хошен)

Вот сейчас самое время «вывести из-за кулис» цветовую гамму составивших наперсник (хошен) минералов по Мидраш Раба (Бамидбар Раба 2:7).

Так, в скобках указана степень первородства сыновей Иакова: «…каждый имел знамя особого цвета, соответствовавшего цвету драгоценного камня на груди Аарона…

Камнем Реувена (1) был одем, и цвет его знамени был красным, и на нем была вышита мандрагора.

Камнем Шимона (2) был питда, и его знамя было зеленого (жёлтого) цвета…

Камнем Леви (3) был барекет, и его знамя было на треть белым, на треть черным и на треть красным…

Камни Второго Ряда хошена

Камнем Иехуды (4) был нофех, и цвет его знамени был подобен цвету неба…

Камнем Иссахара (5) был саппир, цвет его знамени был черным, как сурьма…

Камнем Звулуна (6) был яхалом, и цвет его знамени был белым…

Камни Третьего Ряда хошена

Камнем Дана (7) был лешем, и цвет его знамени был похож на саппир…

Камнем Гада (8) был ахлама, и цвет его знамени был… пурпурным…

Камнем Нафтали (9) был шво, и цвет его знамени был… смесью белого и черного цветов…

Камни Четвёртого Ряда хошена

Камнем Ашера (10) был таршиш, и цвет его знамени был подобен цвету драгоценного камня, каким женщины украшают себя…

Камнем Иосифа (11) был шохам, и цвет его знамени был угольно-черным…

Камнем Биньямина (12) был яшфе, и цвет его знамени был… смесью всех двенадцати цветов». 

Загадка старшинства

Наваратна и наперсник (хошен)

Казалось бы, всё предельно ясно, но именно обнаружение истинного порядка старшинства «отцов израильского народа» – головоломка помощнее хошеновских камней, достойная отдельного исследования.

Так, Википедия [7] устанавливает несколько иной порядок рождения сынов Иакова.

Рувим, Симеон, Левий, Иуда – старшие четыре сына от первой жены Лии.

Дан и Неффалим – пятый и шестой сын от служанки второй жены Рахили, Валлы.

Гад и Асир – седьмой и восьмой сыновья от служанки первой жены Лии, Зелфы.

Иссахар и Завулон – полнокровные братья первых четырёх сыновей Иакова, девятый и десятый сыновья от первой жены Лии.

Наконец, Иосиф и Вениамин – последние два сына от второй жены Иакова, Рахиль. 

«Каноническое» старшинство по Книге Бытия

Наваратна и наперсник (хошен)

«Каноническое» старшинство устанавливается по Книге Бытия, 49:3 – 27, когда Иаков пророчествует сыновьям на смертном одре (презюмируется перечисление сыновей по ходу первородства):

«Рувим (1), первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.

Второй и третий

Симеон (2) и Левий (3) братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.

Четвёртый

Иуда! (4) тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?

Пращур Христа!

Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.

Пятый и шестой

Завулон (5) при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.

Иссахар (6) осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.

Сыновья «Третьего Ряда» хошена

Дан (7) будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи!

Гад (8), - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.

Для Асира (9) – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.

Последний ряд

Неффалим (10) – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.

Иосиф (11) – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;

огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева.

Избранный Иосиф

Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.

Последний

Вениамин (12), хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу».

Систематизация!

Резюмируя изложенное, сведём итоговые данные в следующую таблицу.

Наваратна и наперсник (хошен)

Не станем зацикливаться на мелочах, как-то «был пурпурным» для агата больше соответствует аметисту или невозможности идентификации яхонта: подробный анализ минералов наперсника – непосредственный предмет повествования авторской «Библейской ювелирики» [5].

Обратимся к главному.

Ключ: первые четверо и последние двое!

Аутентичность по всем источникам старшинства четырёх старших и двух младших сыновей Иакова: Рувима, Симеона, Левия, Иуды и Иосифа, Вениамина соответственно – достойное основание доверия и цветовой гамме знамён / минералов в наперснике (хошене) указанных лиц.

Камни 1 – 9 

Соотнесём цвета Упаратна в традиции иврита с цветами камней наперсника (хошена) этих сыновей Иакова, презюмируя, что девять камней Наваратна соответствуют ряду камней 1 – 9 наперсника.

Наваратна и наперсник (хошен)

Неутешительный вывод

Вывод более чем прозрачен.

На месте белого камня (Камень 3) стоит минерал «на треть белый, на треть черный и на треть красный».

На месте красного камня (Камень 2) расположился камень «зеленого (жёлтого) цвета».

Коричневый минерал (Камень 1) теоретически может «быть красным» ровно настолько, насколько карбункул, гранат, может быть «подобен цвету неба», голубым или синим…

А главное, даже «чехарда» со старшинством сыновей Иакова от пятого до десятого включительно предельно информативна: минерала красного цвета, соответствующего знамени одного из них, ни на месте Камня 5 или Камня 8, ни в описании нет в принципе!

Камни 4 – 12 

Теперь по аналогии проделаем то же самое, но с презумпцией, что девять камней Наваратна соответствуют ряду камней 4 – 12 наперсника.

Наваратна и наперсник (хошен)

Наваратна и наперсник (хошен)

Ещё хуже!..

Здесь «цвету неба подобен» коричневый минерал, жёлтый «обернулся» «угольно-чёрным», а зелёный стал «смесью всех двенадцати цветов».

Версия-пустышка…

Где М.Л. Гликман увидел в Наваратна «ключ» к камням наперсника (хошена) автору не удаётся увидеть до сих пор, при скрупулёзном, почти «микроскопным» рассмотрением минералов Наваратна и наперсника (хошена) и их взаимном соотнесении.

Изложенное позволяет предположить, что никакой связи и соотносимости между минералами Наваратна и наперсника (хошена) нет.

Посему, отвечая на пожелание М.Л. Гликмана «отобрать из списка камней Упаратна, наиболее подходящие камни для девяти камней хошена», от означенной работы воздержимся по основаниям умозрительности её целесообразности и бесперспективности.

Достаточно и того, что я изрядно «поплавил мозги» в работе над «Библейской ювелирикой» [5] и в составлении авторского Упаратна (см. главу 1 настоящей работы). 

Нарушен принцип допустимости

Наваратна и наперсник (хошен)

В завершение главы – несколько слов о допустимости доказательной базы израильского коллеги и визави.

В процессе ознакомления с описанием поисков М.Л. Гликмана цветовой расцветки наперсника в Ватикане [8] по картинам (мозаикам, фрескам) Джованни Франческо Романелли «Введение в храм», либо Тициана «Введение Марии во храм», либо иным подобным, непреложно возникает методологический вопрос:

а насколько эти изображения, выражаясь правовым языком, являются надлежащим доказательством и соответствуют принципу допустимости?

Разве на этих и подобных изображениях наперсник (хошен) – главное? Насколько можно быть уверенным, что Художник, создавая произведение, настолько глубоко погружается в «детали»?

Неразгаданная загадка…

Если мы сейчас, в XX – XXI веке «плавим мозги» в поисках аутентичных камней наперсника (хошена), разве можно быть уверенным, что этим знанием обладали Романелли и Тициан в XVI веке, ибо наперсник (хошен) был утрачен ещё во время разрушения Второго Иерусалимского Храма, то есть почти 2 000 лет назад?

А если даже и обладали, что препятствовало его сохранению до наших дней, ведь четыреста лет для мировой истории цивилизации – не срок?

«Важнейшее из искусств»

На авторский взгляд, с таким же успехом можно довериться профессионализму костюмеров и художников-декораторов постановок «Мастер и Маргарита» [9], [10] и изучать минералы наперсника (хошена) по одеяниям Вячеслава Шалевича и Валентина Гафта, играющих Каифу, соответственно. 

Или камни шапки Мономаха по кинофильму «Иван Васильевич меняет профессию» [11]. Кстати, о шапке…

назад                            далее