Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Позиция Студент

Позиция Студент

Принцип Позиции Студента (Сын-Отец)

«Я понимаю». Под пониманием здесь и далее понимается универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений.

В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как результат смыслового восприятия речевого сообщения, однако этот аспект в доктрине «Архитектура Сознания» прекрасно коррелирует с его основным значением.

Позиция Студент

Цель Позиции Студент (Сын-Отец):

увидеть структуру и понять её.

Умные мысли вслух от Михаила Варламова

«Сложности понимания.

Самый жуткий стыд непонимания я испытал в начальной школе на уроке то ли черчения, то ли труда. Вёл и то, и другое трудовик Тимофеич. Мы сидели за рабочими местами с кучей инструментов в кабинете труда. Он нам показал какую-то штуку (кажется, это был тюбик с клеем) и, повернувшись ко мне, спросил:

- Как это изготавливается?

Меня пронзило возмущение: «Откуда я-то знаю?! Почему вы меня об этом спрашиваете на весь класс?! Меня к такому никто не готовил!!!». Вслух же я промычал:

- В фабричных условиях.

Напористый Тимофеич резко сбавил темп и громкость своей речи и издевательски снисходительно (как это воспринял я), сказал:

- Да нет же. Не об этом речь.

Сколько себя помню, я остро реагирую на малейший намёк на мою неспособность понять. И большую часть жизни мне казалось, что все вокруг всё давным-давно понимают, а я – в вечно отстающих.

Это привело меня к поиску максимально точных и выверенных формулировок в абсолютно любом вопросе. Если я чего-то не знаю точно, я лучше промолчу и буду завидовать знающим. Но если знаю – я буду убийственно точен.

Как отличить понимание от запоминания у ученика? Очень просто. Добавить в исследуемую тему излишних элементов или убрать ключевые. Запутать. И посмотреть, как ученик справится с задачей.

Способ понимания

Позиция СтудентКак добиться понимания самому? Задать про исследуемый вопрос много разных вопросов с неожиданных ракурсов. И найти на них ответы. Понимание позволяет описать и нужное, и излишнее.

А как лучше всего работает запоминание? Через яркие эмоции и переживания.

Связка объясняю / понимаю обоюдоострая. Броню непонимания можно взломать с обоих сторон.

Мастерство учителя – в способности простроить лесенку от более высоких абстракций в сторону более приземлённых примеров.

Мастерство ученика – в формировании потока вопросов.

Способ объяснения

В способности объяснять точно также есть свои нюансы. Если человек нечто хорошо понял, значит, он может хорошо решить задачку. Но не значит, что сможет хорошо объяснить.

Лишь с недавних пор я признал у себя и у других право не понимать без зазрения совести. До этого я жил в глубокой убеждённости в том, что ученику нужнее уметь задавать вопросы, чем учителю уметь объяснять.

Моя стратегия объяснения всегда опиралась о поиск тех учеников, которые готовы задавать самые неожиданные и каверзные вопросы».

Вопросы входа в состояние Студента (Сын-Отец)

«КТО и В ЧЁМ способствует моему пониманию?» и иные производные.

А вот в этом вопросе (в отличие от Суперпозиции Отец-Сын) первично «в чём», ибо предмет обучения всегда первичен перед обладающим знанием, учителем…

Так, например, искать специалистов по ядерному синтезу в академиях хореографии глупо и бесперспективно.

Как найти учителя?

Как ученик находит учителя? Неслучайно (см. выше) при описании Суперпозиции Отец-Сын роль Отца обозначена как Профессор. На «обратной» Суперпозиции Сын-Отец роль Сына обозначена как Студент.

Иными словами, для того, чтобы понять какую бы то ни было дисциплину, доктрину, институт, концепцию, воззрение, идею, парадигму, учение, «в первую главу» необходимо направиться туда, где «гнездятся» носители соответствующих познаний и уже там выбирать для себя «Профессора» ч.н. по душе.

А как выбрать «по душе»? Ещё во времена обучения в «Аркануме» Алексея Похабова последний дал следующие наставления.

«Какого волка ты кормишь»…

Для представителей касты шудр (работников) ключевым критерием уважения к человеку является количество прожитых этим человеком лет.

Позиция СтудентЕсли для Вас критерием выбора учителя является его возраст, руководствуйтесь им: выбирайте самого возрастного учителя. Однако не обижайтесь, если кто-то, упрекнув Вас в выборе по такому критерию, «прозрачно намекнёт» на Вашу принадлежность к означенной касте…

Для представителей касты вайшьев (торговцев) ключевым критерием уважения к человеку является уровень его обеспеченности.

Если для Вас критерием выбора учителя является его богатство, руководствуйтесь им: выбирайте самого богатого учителя. Но и тогда аналогично помните о Вашей принадлежность ко «второй» касте.

Для представителя касты кшатриев (воинов и правителей) ключевым критерием уважения к человеку является уровень его власти.

Если для Вас критерием выбора учителя является его всесилие, руководствуйтесь им: выбирайте самого титулованного учителя. В разрезе высшего образования это декан, либо проректор по учебной работе, либо академик, либо член-корреспондент.

Для представителя касты брахманов aka браминов (магов, учёных) ключевым критерием уважения к человеку является уровень его способностей и силы (конечно же, не физической).

Если для Вас критерием выбора учителя является его способности, руководствуйтесь им. Однако выбор учителя именно по этому критерию труден, но безошибочен…

Перечень нескончаемых вопросов

По аналогии с Суперпозицией Отец-Сын «культурный» Сын – Студент – на Суперпозиции Сын-Отец обладает правом задавать вопросы столько, сколько посчитает нужным.

Любые попытки ограничения Студента (Сына) в этом праве со стороны Профессора (Отца) типа «да я же это уже неоднократно объяснял», «издеваетесь?», «ты что, тупой?» - суть некультуры Отца на Суперпозиции.

Ключевая эмоция Позиции Студент

Незнание Студента (Сын). Первым шагом к «культурному» проживанию эмоции незнания у любого «Студента» является, как и в кружке анонимных алкоголиков… признание факта этого самого незнания.

Студенту необходимо выработать у себя поведенческую привычку на любой вопрос / уточнение типа «знаешь?» отвечать «нет» даже при наличии экспертных знаний по испрашиваемому вопросу.

В противном случае, всегда можно упустить что-то важное, чего Студент реально не знает…

«Некультурный» пример

Профессор: Какие-либо секретные «фишки» для стрельбы из пистолета стоя знаешь?

Студент: Да…

Всё, «канал» захлопнулся, ибо «Профессор» на Суперпозиции Отец-Сын напрочь лишается мотивации для дальнейшего продолжения беседы со «Студентом». Хорошо ещё, если он уточнит – «какие?»

Культурный пример

Позиция СтудентПрофессор: Какие-либо секретные «фишки» для стрельбы из пистолета стоя знаешь?

Студент: Нет.

Профессор: О «стрельбе по-гусарски» ничего не слышал?

Студент: Нет.

Профессор: Смотри. Основной проблемой при стрельбе из положения стоя является сложность в фиксации на цели стрелковой руки: как из-за волнения, так и из-за веса оружия руку с пистолетом может «водить», что мешает качественному прицеливанию.

Молва судачит, что в начале XIX века гусары додумались в момент прицеливания зажимать мизинцем и безымянным пальцем стрелковой руки (как правило, правой) манжету её рукава.

Студент: Зачем?

Профессор: Попробуй. Зажми мизинцем и безымянным пальцем правой руки манжету правого рукава рубахи или блузки, как если бы оставшиеся пальцы лежали на курке пистолета. Теперь выпрями правую руку.

Чувствуешь, как натянулась ткань в подмышечной области? Попробуй прицелится теперь. Руку с зажатой манжетой рукава «водит» меньше, не правда ли?..

Студент (пробуя): Да, действительно меньше. Прицеливаться удобнее.

Профессор: Правда, о том, что этот способ стрельбы изобретён именно гусарами, ходит множество разночтений.

Некоторыми отмечается тот факт, что гусары, как ни крути, это всё-таки офицеры, которым при исполнении своего ратного долга пользоваться различными вспомогательными «приблудами» как бы «западло».

Но это обстоятельство больше для «общего развития», ибо сам по себе «лайфхак» улучшает качество прицеливания в разы, а уж гусары ли его изобрели, драгуны ли или вообще «красные кавалеристы» – дело десятое…

Пример идеально отражает, что незнание Студента всегда эффективнее и качественнее во взаимодействии на Суперпозиции Сын-Отец, нежели псевдо-знание. Ещё хуже шутовство…

«Изнанка» эмоции Позиции Студент:

Шутовство Студента (Сын).

С т.н. «нерадивыми студентами» сталкивался, наверное, каждый, а их перечень невероятно обширен.

Есть т.н. «вечные студенты» (одному из авторов известен случай получения высшего образования одним из таких «обучающихся» в течение 13 (!) лет).

Есть всевозможные нарушители дисциплины. Если прогульщики. Есть реально неспособные к конкретно выбранной профессии. Последние две категории, как правило, отчисляются либо после первой, зимней сессии, либо после первого курса.

«Нужные люди»

Есть активисты всех мастей. Есть спортсмены. А есть… КВН-щики.

Позиция СтудентЭти категории наоборот, как правило, «тянут за уши» до самого диплома, но исключительно из-за поддержки статуса ВУЗа: мол, де, у нас и свой студенческий профком / свои спортивные команды / своя команда КВН соответственно есть, прекрасно понимая, что как специалисты по программам обучения ВУЗа эти студенты так себе…

Активисты и спортсмены в контексте повествования нас не интересуют вообще, а вот КВН-щики… Назвать их глупыми и неспособными к обучению язык не поворачивается.

Так, при описании Логики Интеллекта уже постулировалось: чтобы понимать юмор и «мягкую» сатиру необходимо обладать навыками минимального интеллекта, что называется, «быть в теме».

Если сабж «выключен» из «контекста», «шутку юмора» он просто не поймёт. В этом разрезе можно смело утверждать, что отсутствие чувства юмора – верный признак непонимания темы.

Обратная сторона… смеха

С другой стороны, юмор и «мягкая» сатира – это «прибежище» и одновременно «капкан» психики, когда «плавится мозг». Например, при «мозговых штурмах». Понаблюдайте за людьми в эти моменты.

Тот, кто начинает шутить и хохмить, и те, кто его в этом начинании поддерживают – ментальные аутсайдеры: они, очевидно, выпали из темы и свою мыслительную деятельность не контролируют! Они – не понимают! Триггером этого непонимания шутливый настрой как раз и является.

Ключевым навыком любого Студента на Суперпозиции Сын-Отец является не «впадание в шутовство», но… способность задавать вопросы. Правильные вопросы! Много вопросов!! До того момента, когда дальнейших вопросов просто не останется!!!

Только тогда и только это станет для Профессора на Суперпозиции Отец-Сын «лакмусом»: материал объяснён качественно и усвоен визави по Суперпозиции, Студентом.

«Галимый подхалимаж»

Признаться, в студенческие годы второй автор задаванием вопросов преподавателям жутко манкировал.

Позиция СтудентСтуденты, публично задававшие вопросы в ходе лекции либо обступающие лектора с ними по её окончании, воспринимались им не иначе как подхалимы и выскочки, основная задача которых примелькаться в преподавательских глазах, дабы иметь некие «преференции» в ходе предстоящих зачётов и экзаменов.

Самому же ему, второму автору, заниматься таким «галимым подхалимажем» всегда было стрёмно и противно, ибо, с его точки зрения, «истинные мотивы» подобного поведения были очевидны ни только ему, но и всем (!) преподавателям. Было в этом что-то унижающее и, потому, неприемлемое.

Намного ценным второму автору считалось найти ответ на все возникающие вопросы самостоятельно, без посторонней помощи. Как оказалось в ходе разработки модели «Архитектура Сознания», это – ошибка…

Важное резюме

В заключение напомним, что ни Позиция Профессор, ни Позиция Студент на Суперпозициях Отец-Сын и Сын-Отец соответственно ничего общего с означенными социальными ролями не имеют; речь шла исключительно об архетипических образах, что значительно расширяет сферу применения предлагаемого знания.