«Москвич» Цоя
Из всего перечня технических дефектов «Москвича» Цоя, которые однозначно могли способствовать аварии Цоя, следует выделить, пожалуй, всего три:
1) отрыв руля «Москвича» Цоя, в сущности, его неконтролируемый демонтаж;
2) отрыв / повреждение колеса «Москвича» Цоя (как вариант, лопнувшая шина) и
3) нарушение тормозной системы «Москвича» Цоя (вариант, истечение тормозной жидкости).
Остальные дефекты «Москвича» Цоя в контексте аварии Цоя не являются критическими повреждениями, которые способны привести к трагедии.
Согласие адептов-профессионалов
Эти же технические дефекты «Москвича» Цоя выделяются экспертами применимо к модификации «Москвича-2141» на различных специализированных форумах и в блогах.
Там, в частности, подтверждается авторское высказывание, что на союзные трассы в лице «Москвича-2141» выходили, в сущности, новые опытные промышленные образцы, значительно уступающие по качеству «восьмёркам», а потом и «девяткам».
Не случайно «Москвич-2141» и сейчас на трассе – редкий гость, чего не скажешь об упомянутых представителях отечественного автопрома, даже при основном засилье российских дорог иномарками.
Проследим этимологию и возможность изменения траектории «Москвича» Цоя при техническом дефекте каждого вида.
Отрыв руля «Москвича» Цоя
При отрыве руля «Москвич» Цоя становится полностью неуправляемым. Возможно лишь незначительное изменение его траектории, обусловленное качеством дорожно-транспортного полотна.
Однако резкие «телодвижения» «Москвича» Цоя возможны исключительно при его соприкосновении с очевидной преградой.
Таким образом, отрыв руля «Москвича» Цоя хорошо объясняет и сход правой колёсной пары «Москвича» Цоя на обочину в районе кармана автобусной остановки, и криволинейность его следа по обочине при условии, если он, след, был незначительным по траектории петляния.
Однако тогда «Москвич» Цоя мог оказаться на встречной полосе и столкнуться с «Икарусом» исключительно вследствие неконтролируемого касания оградительного столбика моста через Тейтупе.
Самостоятельно обеспечить возврат «Москвича» в пределы дорожного полотна при отрыве руля Цой был бы не в силах.
Повреждение шины «Москвича» Цоя
Отрыв колеса, вариант – разрыв шины «Москвича» Цоя.
При повреждении шины происходит резкое изменение траектории автомобиля применимо к деформированному колесу, относительно которого происходит соответствующий крен кузова автомобиля вниз и дальнейшее движение продолжается юзом с закручиванием транспортного средства согласно точке (зоне) деформации.
Заднюю пару шин у колёс «Москвича» Цоя можно не рассматривать, так как они остались невредимыми; сведений об их повреждении ни протокол осмотра места происшествия аварии Цоя, ни показания очевидцев не содержат. Остаётся – передняя пара шин.
Передняя правая или передняя левая шина?
Если презюмировать повреждение шины правого переднего колеса «Москвича» Цоя, точка бифуркации (закручивания) пришлась бы на правую переднюю часть бампера, отчего «Москвич» Цоя стало бы заворачивать по часовой стрелке, вправо.
Это в полной мере противоречит материалам аварии Цоя: под «Икарус», двигавшийся слева, «Москвич» Цоя вылетел со встречной полосы.
Значит, правая передняя шина «Москвича» Цоя повреждению не подвергалась. Остаётся левая передняя шина…
Передняя левая шина!
Если же презюмировать повреждение шины левого переднего колеса «Москвича» Цоя, то точка бифуркации (закручивания) пришлась бы на левую переднюю часть бампера, отчего «Москвич» Цоя стало бы заворачивать против часовой стрелки, влево.
Здесь во главу угла ставится вопрос времени и дорожно-транспортной обстановки, когда произошло повреждение шины левого переднего колеса «Москвича» Цоя.
Когда?
Так, если бы шина деформировалась, когда правая колёсная пара находилась на обочине, «Москвич» Цоя выбросило бы под колёса «Икаруса» любой частью кузова, но только не правой передней фарой: к тому времени инерционный импульс уже бы достаточно «прокрутил» «Москвич» Цоя по осевой.
Если же презюмировать, что левая передняя шина повредилась непосредственно в момент заброса «Москвича» Цоя на встречную полосу, дальнейшая полемика более напоминает теологическое «сколько ангелов танцует на краю простой иглы?», ибо Цой уже, в любом случае, был обречён…
Для чистоты эксперимента повреждение левой передней шины «Москвича» Цоя будет рассмотрено в астрологическом блоке, но больше по основанию «из любви к искусству»: повреждения шины у «Москвича» Цоя не было!
Отказ тормоза «Москвича» Цоя
Отказ тормоза «Москвича» Цоя – самый сложный технический дефект для идентификации, учитывая, что согласно протоколу аварии Цоя тормозной след «Москвича» Цоя при установлении обстоятельств аварии Цоя обнаружен не был: под колёса «Икаруса» «Москвич» Цоя «влетел» на крейсерской скорости.
С одной стороны, это – прямое указание на отказ тормоза «Москвича» Цоя.
Отказ от стратегии экстренного торможения
С другой, в контексте складывающейся дорожно-транспортной обстановки, учитывая скорость «Москвича» Цоя в 120-130 км/час, не факт, что водителем вообще учитывалась стратегия экстренного торможения (подробно см. версию опасности на дороге).
Иными словами, Цой и не думал тормозить, осознавая, что экстренное торможение на такой скорости может привести к ещё более плачевным результатам, и потому рассчитывал вписаться в поворот без сброса скорости и торможения.
«Идеальный вариант»
Хотя, конечно, при обнаружении признаков отказа тормоза «Москвича» Цоя в складывающейся ситуации идеальный вариант – не выворачивая руль влево, допустить произвольное «стягивание» автомобиля в кювет, ибо именно выворот рулевого колеса в левую сторону, по направлению к шоссе – та самая «точка невозврата», приведшая Цоя к трагическому концу.
Уже в кювете – возможен переворот на крышу и последующее вращение относительно вертикальной оси автомобиля. Правда, и этот вариант «фифти-фифти»! Но сброс скорости неуправляемого автомобиля был бы гарантирован…
Успех не гарантирован…
Выжил бы Цой при этом манёвре? Кто знает? История не ведает сослагательного наклонения.
Но то, что Цой 15 августа 1990 года «был под ударом» и его смерть не является ни астрологической, ни метафизической, ни магической случайностью, будет рассмотрено много позднее.
Пока же, резюмируя версию технических дефектов «Москвича» Цоя, отметим, что наибольший интерес представляют отрыв руля и отказ тормоза «Москвича» Цоя.