Барды СССР
Чего не «увидел» Аксёнов?
Как бы не пытались создатели недавно прогремевшей «Таинственной страсти» [90] (сам ли Василий Аксёнов, творческая ли группа сериала) нивелировать образ соответствующего героя для автора центральной фигурой поколения шестидесятников является Булат Окуджава!
Он и подобные ему барды СССР Александр Галич, Юрий Визбор. Почему? Потому что они – сложнее!
Дифференциация бардов СССР
Их дифференциацию (см. выше) дополняет «музыкальная компонента».
Помимо навыков поэтов-шестидесятников они (продолжаем «загибать пальцы»):
5) обладают слухом (впрочем, для «классических» поэтов это – не проблема);
6) обладают голосом, голосовыми данными;
7) умеют играть на гитаре;
8) способны писать музыку (пусть и несколько утилитарного качества, простоватую) на собственные стихи;
9) возможно, знают нотную грамоту. В противном случае, процесс запоминания и воспроизведения случайного «наигрыша» становится попросту невозможен.
Не выдерживают конкуренции…
Результатом – бывшие поэтические «иконы стиля» шестидесятых, не владеющие означенными навыками бардов СССР, уподобляются археологическим мастодонтам и постепенно «выходят в тираж».
В итоге в Поэзии, как бы парадоксально это не звучало, зарождаются новые жанры – авторская, студенческая, туристическая… песня и песня-репортаж.
Гений Высоцкого как барда СССР
На «вершине» же этой поэтической «горы» бардов СССР по праву «восседает» Владимир Высоцкий!
Человек, которого, если верить «Таинственной страсти» Аксёнова, из поэтов-шестидесятников никто и серьёзно-то никогда не воспринимал…
И мне давали дельные советы
Чуть свысока, похлопав по плечу,
Мои друзья – известные поэты:
«Не стоит рифмовать «кричу – торчу»…
Максимальная поэтическая интеграция!
Ценность Высоцкого как барда СССР (явно неочевидная в излагаемом контексте) – в максимальной интеграции поэтического творчества.
Если поэты-шестидесятники и идущие им на смену барды СССР собирали дворцы культуры и стадионы, то Высоцкий, обладая:
- «убойной» харизмой,
- незаурядным мистическим талантом творческих перевоплощений
- и поэтическим гением,
с помощью магнитофона «заставил говорить о себе» всю Страну, от Камчатки до Калининграда, «зацепив» и республики Союза, и «прилежащие» к СССР территории.
Такого уровня интеграции Поэзия до Высоцкого ещё не знала!..