Секунды до аварии
Теперь вернёмся чуть назад, за секунды до аварии, когда автомобиль только подъезжает к мостику. И представим ситуацию глазами водителя, Виктора Цоя.
Куда смотреть?
На чём должно быть сконцентрировано внимание в последние секунды до аварии? Мостик и автобус. Мостик «Москвич» почти проехал. Пусть не очень удачно, но проехал.
«Икарус» за секунды до аварии смещается в сторону своей обочины. «Москвич» за секунды до аварии опять стягивает в сторону правой обочины, по тем же причинам: он нестабилен и на привычные движения рулём отвечает необычно.
Об этом уже упоминалось. Но машина по-прежнему управляема и ситуация некритична.
Судя по повреждениям, Цой до последних секунд до аварии управлял автомобилем одной левой рукой. Между автомобилем и приближающимся автобусом боковой интервал за секунды до аварии вполне приличный.
«Икарус» в принципе становится неинтересен. Встречный разъезд с ним – дело нескольких секунд.
Куда смотреть сейчас?
Куда должно в эти секунды до аварии переключиться внимание Цоя? Разумеется, дальше, на дорогу. А что на ней в прямой видимости? Верно: поворот!
Осознавая, что для этого поворота скорость слишком велика, водитель должен, в срочном порядке, принять меры к снижению скорости.
А какие меры в первую очередь нужно принять тогда, когда правая нога за секунды до аварии по-прежнему находится на педали газа? Разумеется, убрать ногу с педали газа.
«Дефекты» переднего привода
Описанное далее, возможно, станет большой новостью для подавляющего большинства водителей переднеприводных автомобилей.
До этого момента передние колеса двигали автомобиль вперёд и делали это неравномерно. Левое переднее имело более сильное сцепление с дорогой, чем правое, так как находилось на асфальте, а автомобиль двигался на большой скорости.
Если в этот момент просто убрать ногу с педали газа, автомобиль моментально бросает в сторону, где сцепление колёс с дорожным покрытием наиболее высоко. В данном случае – влево.
Это особенность переднеприводного авто, неизвестная подавляющему числу автомобилистов, но в данной ситуации переднеприводный автомобиль ведёт себя именно так и никак иначе.
«Мягкий тормоз»
То, что двигало автомобиль вперёд, передние колёса, в случае, когда водитель просто убирает ногу с педали газа, моментально становится своеобразным мягким тормозом.
И автомобиль всем своим весом как бы упирается в передние колёса.
Левое переднее колесо находится на асфальте и более сильно «держит дорогу».
Правое переднее колесо – на обочине и его сцепные качества с поверхностью намного хуже.
Эффект «утыкания»
От прекращения ускорения передняя часть авто слегка опускается, а задняя слегка приподнимается и задние колёса в этот момент имеют вообще минимальное сцепление с дорогой, так как незагруженная задняя часть имеет минимальный вес.
В этот момент, за секунды до аварии, и начинается вращение, сравнимое с движением двухколесной телеги:
автомобиль упирается в передние колёса; в левое переднее в большей степени, чем в правое.
Изменение направления происходит моментально и за секунды до аварии является полной неожиданностью для водителя.
То же самое действие, выполненное в момент, когда автомобиль находится на однородном дорожном покрытии всеми колесами, в принципе является совершенно безопасным.
Пробуйте!
Для тех, кто так и не понял этимологии этого манёвра автомобиля, рекомендуется любая, но качественная школа контраварийной подготовки.
Управление автомобилем на высоких скоростях основано именно на подобных приёмах. Также можно проделать всё самостоятельно, но только на закрытых территориях и желательно зимой, на чистом льду.
Так будет более понятно и, к тому же, не потребуется высокая скорость».
Вот такая версия. Повторюсь, максимально подробная и выверенная.