«Страна негодяев»
Номах в «Стране негодяев»
О важности и эпохальности «Страны негодяев» в творчестве Есенина умолчим по основанию очевидности.
Интерес к Махно Высоцкого
Поразительные связи обнаружены В.А. Мешковым в [69] применимо к Высоцкому, обратившемуся к жизнедеятельности главного героя «Страны негодяев» Нестора Махно:
«В 1970 году вместе со своим другом Давидом Карапетяном он (Высоцкий) выезжает в Донецк, чтобы потом проследовать в Гуляйполе.
В этот период оба увлечены историей «махновской вольницы», строят различные творческие планы воплощения этой темы и образа Махно в кино или в театре.
Оба не верят в советскую версию истории Нестора Махно, и в его карикатурный образ, представленный в кино и литературе: «Красные дьяволята», «Дума про Опанаса», «Хождение по мукам», «Александр Пархоменко».
Сценарные планы
У Карапетяна, по его словам, была идея написать сценарий фильма для их общего друга режиссера Андрея Тарковского:
«…страстно хотелось, чтобы Нестора Махно в фильме играл Владимир Высоцкий и чтобы в финальной сцене (после перехода жалких остатков махновской армии через Днестр), Володя спел «Охоту на волков».
Не больше и не меньше. Какой кадр! Румынская погранзастава. Высоцкий – Махно и – «Но остались ни с чем егеря»…».
Цензура!
Вспомним, что «Пугачёв» ставился в Театре на Таганке к 50-летию Октября. При этом не мог ни подниматься вопрос о постановке «Страны Негодяев», драматической поэмы о революции и Гражданской войне.
Казалось бы, вполне уместнее и в тему было бы поставить именно «Страну негодяев». Или совместно с «Пугачёвым», который длился всего часа полтора.
Кстати, в Польше (Варшава, Театр польски, 1967) и был поставлен спектакль по этим двум поэмам под названием «Нам не дерево нужно, а камень».
Крамола…
Просто для советского общества поэма «Страна Негодяев» была чересчур «крамольной». Главным её героем выглядит бандит Номах, с поимкой которого не справился комиссар с говорящей фамилией Чекистов.
Многие литераторы считали Льва Троцкого прототипом Чекистова, которого другой персонаж постовой Замарашкин, «сочувствующий коммунистам доброволец», простонародно именует «жидом».
Подобное и поныне рассматривается как «неполиткорректность», что видимо и есть одна из причин отсутствия «Страны негодяев», как на советской, так и на современной постсоветской сцене.
В советское время «Страна негодяев» публиковалась с купюрами и исправлениями (полностью опубликована в 1998 году в третьем томе академического собрания сочинений Есенина).
Номах = Гамлет
Номах в «Стране негодяев» у Есенина, подобно Гамлету, по своему решает вопрос «Быть или не быть?». Гамлета упоминают в своих речах герои «Страны негодяев» Чекистов и Номах.
Интересно, что некоторыми своими внешними чертами и автобиографическими подробностями Есенин наделяет именно Номаха, «оправдывая» его бандитизм разочарованием в революции и неверием в советскую власть.
Номах, как и Есенин, блондин с синими глазами, а его речи часто напоминают высказывания поэта в письмах и разговорах с друзьями».