Царь Ирод
Иисус сказал: Пусть ищущий ищет, пока не найдёт. Когда же найдёт, то потеряет он покой. А потеряв покой, будет он потрясён. И будет тогда царствовать над всем.
Евангелие от Фомы, 2
К спойлеру: «Когда родился Иисус Христос?»
Началом любого исследования по тематике рождения Иисуса Христа является высказывание Матфея: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода…» [15].
«Два Ирода»
Определим основных исторических игроков в интересующий нас промежуток времени, равно как и сам временной диапазон Рождества. Это:
1) Ирод I Великий, годы правления с 40 (фактически с 37) год до н.э. – 4 год до н.э. [16];
2) Ирод Антипа, сын Ирода I, тетрарх Галилеи, в состав которой входила Иудея, годы правления 4 год до н.э. – 34 год н.э. [17];
3) а также Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи в 26 – 36 годах н.э. [18], в наместничество которого был распят Иисус Христос [19].
Безусловно, можно было бы ограничиться временным промежутком с 40 года до н.э. по 4 год до н.э. – временем правления Ирода I Великого, что, несомненно, существенно облегчило бы поиски. Но…
Второй «Царь Ирод» по Марку
Обратимся к каноническим евангелиям.
Читаем Евангелие от Марка, сцена обезглавливания Иоанна Крестителя, где Марк называет Ирода Антипу держателем верховной власти в стране:
«Царь Ирод, услышав об Иисусе, говорил: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мрк, 6:14);
«… царь сказал девице: проси у меня чего хочешь, и дам тебе» (Мрк, 6:22);
«И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря» (Мрк, 6:25);
«Царь опечалился...» (Мрк, 6:26);
«царь повелел принести голову его» (Мрк, 6:27).
Второй «Царь Ирод» по Матфею
Смотрим Матфея. Поначалу всё идёт, как принято в библейской историографии: «В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе» (Мтф, 14:1).
Но вдруг и Матфей повторяет Марка: «И опечалился Царь» (Мтф, 14:9).
Как видим из вышеизложенного, неидентифицируемая персона «царя Ирода» сопровождает Иисуса на протяжении всей жизни, что обуславливает необходимость поисков даты Рождества и в период правления Ирода Антипы – 4 год до н.э. – 34 год н.э.
С 40 года до н.э. до 36 года н.э.
Конечно же, временной диапазон Рождества можно было сократить до, например, 21 года н.э.:
не станет же Пилат посылать на распятие пятнадцатилетнего мальчугана.
Но «для чистоты эксперимента» будем подразумевать, что интересующий нас временной промежуток находится в следующем интервале:
40 год до н.э. (начало правления Ирода I Великого) – 36 год н.э. (год отстранения Пилата от должности прокуратора Иудеи).