Слабое исследование
Версия-пустышка…
Где М.Л. Гликман увидел в Наваратна «ключ» к камням хошена, автору не удаётся увидеть до сих пор, при скрупулёзном, почти «микроскопным» рассмотрением минералов Наваратна и хошена при их взаимном соотнесении.
Изложенное позволяет предположить слабость исследования, проведённого М.Л. Гликманом, ибо никакой связи и соотносимости между камнями Наваратна и хошена нет.
Посему, отвечая на пожелание М.Л. Гликмана «отобрать из списка камней Упаратна, наиболее подходящие камни для девяти камней хошена», от означенной работы воздержимся по основаниям умозрительности её целесообразности и бесперспективности.
Достаточно и того, что я изрядно «поплавил мозги» в работе над «Библейской ювелирикой» [5] и в составлении авторского Упаратна (см. главу 1).
Нарушен принцип допустимости
В завершение главы – несколько слов о допустимости доказательной базы израильского коллеги и визави.
В процессе ознакомления с описанием поисков М.Л. Гликмана цветовой расцветки наперсника в Ватикане [8] по картинам (мозаикам, фрескам) Джованни Франческо Романелли «Введение в храм», либо Тициана «Введение Марии во храм», либо иным подобным, непреложно возникает методологический вопрос:
а насколько эти изображения, выражаясь правовым языком, являются надлежащим доказательством и соответствуют принципу допустимости?
Разве на этих и подобных изображениях хошен – главное? Насколько можно быть уверенным, что Художник, создавая произведение, настолько глубоко погружается в «детали»?
Неразгаданная загадка…
Если мы сейчас, в XX – XXI веке «плавим мозги» в поисках аутентичных камней хошена, разве можно быть уверенным, что этим знанием обладали Романелли и Тициан в XVI веке, ибо хошен был утрачен ещё во время разрушения Второго Иерусалимского Храма, то есть почти 2 000 лет назад?
А если даже и обладали, что препятствовало его сохранению до наших дней, ведь четыреста лет для мировой истории цивилизации – не срок?
«Важнейшее из искусств»
На авторский взгляд, с таким же успехом можно довериться профессионализму костюмеров и художников-декораторов постановок «Мастер и Маргарита» [9], [10] и изучать камни хошена по одеяниям Вячеслава Шалевича и Валентина Гафта, играющих Каифу, соответственно.
Или камни шапки Мономаха по кинофильму «Иван Васильевич меняет профессию» [11]. Кстати, о шапке…