Критерий шедевра
Новый формат советского искусства
И, тем не менее, Пиотровский, Лопухов и Шостакович, как истинные гении своего времени, «Светлым ручьём», безусловно, гениальным балетом, на многие последующие годы предопределили основной культурологический контекст коллективного бессознательного –
применение формата музыкальной комедии к тематике, на первый взгляд, никакого отношения к комичности не имеющей.
В этом – основная причина гениальности балета «Светлый ручей».
Соцопрос как форма отражения коллективного бессознательного
Остановите на улице сотню людей вопросом «с какими фильмами Вы ассоциируете тридцатые прошлого века?» и вы услышите знакомые с детства названия александровских «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) и пырьевских «Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941) и послевоенный – «Кубанские казаки» (1949).
А ведь они, хронологически следующие за «Светлым ручьём», – суть его «калька», творения, созданные под его копирку.
Если балет «Светлый ручей» и может конкурировать по первенству с чем-либо эпохальным, то исключительно с «Весёлыми ребятами» Александрова.
Но, учитывая год выхода фильма на экраны – 1934, с одной стороны, и премьеру «Светлого ручья» в МАЛЕГОТе 04 апреля 1935 года, с другой, творческие группы «Весёлых ребят» и «Светлого ручья» шли, что называется, «ноздря в ноздрю»…
Просто у Александрова, Пырьева, Дунаевского, Орловой и Ладыниной была одна судьба, а у Пиотровского, Лопухова и Шостаковича – другая…