Рецензии на балет
А что же произошло «по факту»? О культурном резонансе балета «Светлый ручей» и его оценке современниками однозначно свидетельствуют рецензии тех лет – спектакль имел грандиозный успех, как у зрителей, так и у критики, отнесшей к его недостаткам «поверхностность сюжета».
Рецензия на «Светлый ручей» Поляновского
Так, в частности (по тексту рецензий отметим обнаруженные гороскопические соответствия), «через всю сцену взлетают качели. Северный Кавказ, Кубань дают простор выдумке (Меркурий большого тригона управляющий IX домом) композитора и постановщику.
Пляски горцев и кубанцев, русские хороводы, пляска стариков, не желающих отстать от молодёжи, эти танцы изобразительно (Венера, IX), звонко (Меркурий) и остроумно (Венера, Меркурий) звучат в оркестре (VI).
В балете Шостаковича, благодаря умелой (IX) постановке Лопухова, танец сам собой вытекает из музыки (IX, XII).
Стремление постановщика сделать балетные сцены реальными, жизненными достигает своей цели (Плутон большого тригона в МС). <…>
Язык оркестра (VI) Шостаковича, всегда заразительно юный (Меркурий), сочный (Юпитер), задорный (и Меркурий, и Юпитер), обрёл ряд красочных бытовых черт (VI).
Танцевальность (XII) отдельных номеров безудержна (Юпитер), она впитала в себя лучшие традиции классической танцевальной музыки от Штрауса до Глазунова.
Ясность и чёткость замысла (IX), прекрасная мелодичность (Венера) – огромная заслуга композитора. <…> Как много (Юпитер) блестящих (Солнце) страниц разбросано в партитуре!» (Поляновский Г. Новый балет Шостаковича. Правда, 06 июня, № 154, 1935).
Рецензия на «Светлый ручей» Соллертинского
Или «в «Светлом ручье» - два полюса: очень высокий профессиональный (IX) уровень хореографии (Венера) и общий тонус советской жизнерадостности (Солнце).
И один минус – но зато очень существенный – драматургически беспомощное либретто, нечто вроде растянутого дачного водевиля с переодеваниями.
К тому же подобие сюжетной интриги существует только во втором акте: всё остальное – сплошной дивертисмент, где танцы безостановочно следуют один за другим» (Соллертинский И. «Светлый ручей». Советское искусство, М., 1935, 11 июня).
Рецензия на «Светлый ручей» Бродерсона
А также «на этом примитивном либретто балетмейстеру Ф.В. Лопухову всё же удалось построить весёлый (Юпитер) и бодрый (Юпитер, Меркурий) комедийный спектакль, имеющий большое принципиальное значение (IX).
Если раньше поиски реалистического стиля в балете ограничивались главным образом «осмыслением» пантомимной части спектакля (так было и с «Бахчисарайским фонтаном», балетом больше пантомимным, нежели танцевальным),
то в «Светлом ручье» утверждение (IX) реализма достигается, прежне всего, средствами самого танца (Венера, XII) и в частности классического» (Бродерсон Ю. «Светлый ручей». Вечерняя Москва, 1935, 15 июня).
Итог премьеры в МАЛЕГОТе
Заметим, через два месяца после премьеры балет «Светлый ручей» встречает в своей основе положительные (тригон, Венера, Марс) рецензии прессы (Юпитер – III) и критики (Юпитер – VI), хотя либретто уже тогда оценивается по заниженной оценке – см. формирующуюся оппозицию Венеры на Юпитер в гороскопе.