Эриманфский вепрь (кабан)
Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76


Эриманфский вепрь (кабан)

Эриманфский вепрь (кабан)

Описание мифа по Н.А. Куну

После охоты на медноногую лань, продолжавшейся целый год, недолго отдыхал Геракл.

Эврисфей опять дал ему поручение: Геракл должен был убить эриманфского  кабана. Этот кабан, обладавший чудовищной силой, жил на горе Эриманфе и опустошал окрестности города Псофиса.

Он не давал и людям пощады и убивал их своими огромными клыками. Геракл отправился к горе Эриманфу.

Навестил приятеля

По дороге навестил он мудрого кентавра Фола. С почётом принял Фол великого сына Зевса и устроил для него пир. Во время пира кентавр открыл большой сосуд с вином, чтобы угостить получше героя.

Далеко разнеслось благоухание дивного вина. Услыхали это благоухание и другие кентавры. Страшно рассердились они на Фола за то, что он открыл сосуд. Вино принадлежало не одному только Фолу, а было достоянием всех кентавров.

Убиваем за бухло!

Кентавры бросились к жилищу Фола и напали врасплох на него и Геракла, когда они вдвоем весело пировали, украсив головы венками из плюща.

Геракл не испугался кентавров. Он быстро вскочил со своего ложа и стал бросать в нападавших громадные дымящиеся головни. Кентавры обратились в бегство, а Геракл ранил их своими ядовитыми стрелами.

Герой преследовал их до самой Малеи. Там укрылись кентавры у друга Геракла, Хирона, мудрейшего из кентавров. Следом за ними в пещеру ворвался и Геракл. В гневе натянул он свой лук, сверкнула в воздухе стрела и вонзилась в колено одного из кентавров.

Попался под руку…

Не врага поразил Геракл, а своего друга Хирона. Великая скорбь охватила героя, когда он увидал, кого ранил. Геракл спешит омыть и перевязать рану друга, но ничто не может помочь.

Знал Геракл, что рана от стрелы, отравленной желчью гидры, неизлечима. Знал и Хирон, что грозит ему мучительная смерть. Чтобы не страдать от раны, он впоследствии добровольно сошел в мрачное царство Аида. 

Охота на вепря

Эриманфский вепрь (кабан)

В глубокой печали Геракл покинул Хирона и вскоре достиг горы Эриманфа. Там в густом лесу он нашел грозного кабана и выгнал его криком из чащи. Долго преследовал кабана Геракл, и, наконец, загнал его в глубокий снег на вершине горы.

Кабан увяз в снегу, а Геракл, бросившись на него, связал его и отнёс живым в Микены. Когда Эврисфей увидал чудовищного кабана, то от страха спрятался в большой бронзовый сосуд.

Пятый!

Ключевая хронологическая фраза-привязка этого мифа – «После охоты на медноногую лань, продолжавшейся целый год, недолго отдыхал Геракл. Эврисфей дал ему поручение: Геракл должен был убить эриманфского кабана».

Значит, поимка керинейской лани хронологически непосредственно предшествует укрощению вепря и битве с кентаврами.

Античная «калька»

Ошеломляющей «калькой» на этот подвиг выглядит миф об Эриманфе (!), одном из многочисленных сынов Аполлона (!), ослеплённый Адонисом, за то, что тот увидел обнажённой купающуюся Афродиту. Карая обидчика сына, Аполлон превратился в кабана (!) и убил Адониса [25].

По Птолемею Гефестиону, Эриманф (!) подглядел купание Афродиты и сам превратился в кабана (!), убившего Адониса [26].

Отдельно отметим, что в мифологии Древней Греции Аполлон и Артемида – брат и сестра; Артемида при этом соотносится с Луной, Аполлон – с Солнцем.

А как Солнце соотносится с Овном? Правильно, Овен – знак его экзальтации. Не поэтому ли в мифе об Эриманфе (сыне) присутствует его отец, солнечный Аполлон?

В любом случае, в связи Эриманф → сын Аполлона → Солнце → Овен → кабан = эриманфский вепрь (!) в рассматриваемом контексте что-то есть… 

География мифа

Эриманфский вепрь (кабан)

Гора Эриманф и окрестности Псофиса, по Куну, гора и одноимённый с ней город в Аркадии на Пелопоннесе, там же город Псофис.

Боги – герои мифа

Хирон. К богам его, конечно, отнести нельзя, но и Кентавры составляют не последнюю ветвь древнегреческой мифологии.

Астрономический аспект мифа

Впервые по ходу повествования автор вынужден «развести руками» – «вокруг Овна» даже намёка на кабана нет!

Слева от него – Телец, справа – Рыбы, а по северу и югу расположились герои иного мифа – Персей, Андромеда, её мать Кассиопея, отец Цефей с севера и чудище, в жертву которого предназначалась спасённая Персеем Андромеда – Кит с юга.

Звёзды Овна

«Погружение в Овна» тоже безуспешно. Альфа Овна – Хамаль (она же, Гамаль, она же Хамал, она же Эль Нах) всего лишь «голова барана». Бета Овна – Шератан – его «северный рог».

Дельта Овна – Ботейн – «баранье брюхо» и гамма Овна – тройная Мезартим – всего лишь «первая звезда Овна». Иные звёзды Овна настолько низки спектральным классом, что ни буквы алфавита, ни названия не заслужили. Опять «ни вепря, ни кабана»…

Кентавр есть, но не там…

Есть, конечно, в южном полушарии, «аккурат под Девой» и ниже хвоста Гидры созвездие Центавра (Centaurus), которое фонетически может читаться как Кентавр (см. также Цербер (Cerber) = Кербер).

Но от своего «связного» созвездия по мифу – зодиакального Овна его разделяет практически 180º небесной сферы, поэтому говорить о тесной связи мифа с небесной картиной вряд ли возможно. 

Даже, несмотря на то, что Дева и Овен – знаки соединения по антису, ибо астрономическая наука понятия «антис» не знает.

Эриманфский вепрь (кабан)

Астрологический аспект мифа

Пожалуй, лучшее описание, соотносящее кабана с зодиакальным Овном, содержит геральдика.

Так, в гербовом контексте вепрь символизирует мужество (!) и неустрашимость (!). Кабанья голова – «популярный знак на вывесках ресторанов и развлекательных заведений, что символизирует как чревоугодие (!), так и сексуальную силу (!)» [27].

Одно это описание – ярчайшее свидетельство, что из всего «сонма подвигов» ничто так не соответствует зодиакальному Овну, как Эриманфский вепрь, ибо в этом подвиге «представлено» даже чревоугодие: эпизод распития вина у Фола.

Не отступает от «канона» и Вильям Лилли, также относящий кабана к животным Марса – «из живых тварей те, которые воинственны, прожорливы и смелы» [[19], стр. 70]. 

Общая энергетика Овна

Эриманфский вепрь (кабан)

Возвращаясь к описаниям Куна, обнаруживаем, что подвиг «одиночный», совершён Гераклом без чьей-либо помощи, сравнительно быстрый: хотя описания содержат оговорку «долго преследовал кабана Геракл», вряд ли время подвига превышает день

→  Овен – кардинальный знак, одиночной природы. Объект подвига – одиночка мужского рода, принадлежащий «овновскому» типу (см. выше). → Овен – мужской знак, в числе прочего соотносящийся с вепрем.

Пир, переросший в дебош

Хронологически подвиг предваряет, а по объёму повествования даже его превосходит эпизод с кентаврами.

Итак, Фол устраивает для Геракла пир (вот и «чревоугодие»!), на котором открывает сосуд с вином (что более может соответствовать Марсу и Овну, чем «огненная вода»?!), которое, к слову, и становится причиной потасовки (опять ссора = противостояние – Марс и Овен!) между Гераклом и Фолом с другими кентаврами, в ходе которой Геракл кидает в нападавших громадные горящие (огонь!) головни (продукты огня!) и мечет стрелы (опять Марс).

Почему враги – кентавры?

Вопрос – почему кентавры? Почему именно их «возводит в супостаты» Геракла мифотворец в этом подвиге?

И это притом, что Стрелец, аватарой которого является кентавр – получеловек-полуконь, стреляющий из лука, и Овен – знаки одной, огненной стихии.

Что уж никак не может указывать на взаимную вражду (действительно, выпивает-то Гераклом с кентавром Фолом, а кентавр Хирон, по мифу, вообще его «закадычный друг»).

Роль Хирона в астрологии

К нему (Хирону) и обратимся в астро-мифологическом контексте, как наиболее пострадавшему персонажу мифа, в том числе.

В классической западной астрологии одноимённый астероид не используется, хотя современные эфемериды содержат сведения о его «небесном пути по звёздному небу».

Этот же чести удостоился ещё ряд небесных объектов / фиктивных точек – Лилит (Чёрная Луна), Селена (Белая Луна), Прозерпина. Такая «честь» оказана им по той простой причине, что ряд астрологических школ и традиций их используют достаточно интенсивно. Авестийская астрология, например. 

Глоба о Хироне

Эриманфский вепрь (кабан)

Согласно Павлу Глобе, российскому корифею авестийской астрологии, «Хирон олицетворяет справедливость, равновесие, равенство, мир… Хирон – формирующая планета Весов, сейчас более важен, чем Венера.

От Венеры в Весах – эстетизм, чувство формы, мягкость, изысканность. От Хирона – сведение воедино двух противоположных качеств – это главенствующий показатель нынешнего переходного времени. Это и уравновешенность, миротворчество, арбитраж, справедливость» [28].

Овен – место слабости Хирона

Из приведённого отрывка следует, что Хирон «неравнодушен» к Весам. Тем самым, даже в отсутствие конкретизации достоинства Хирона в Весах (обитель? экзальтация?), следует однозначный вывод: Овен для Хирона (изгнание ли, падение ли) – не лучшее место, в любом случае.

Здесь «при попытке уладить ссору больше всего достается миротворцу (!). Человек «принципиально» выбор между крайностями делает не в свою пользу.

Его уловки оборачиваются против него, его шпионская деятельность разоблачается. Всегда страдает от борьбы двух группировок (!), будь то в науке или в политике.

Это «невозвращаемый шпион» или политик, которого «подставляют» и которым жертвуют» [28].

Не от этого ли в мифе пострадали кентавры в целом и Хирон в частности?

«Обитель» Плутона

Поразительно, но в мифе упоминается даже царство Аида, как место, куда добровольно сошёл бессмертный Хирон, чтобы не страдать от смертельной раны.

А ведь греческий Аид = римский Плутон – бог подземного царства мёртвых, также имеющий Овен знаком своей обители.

«Обитель» Марса

Финальные сцены подвига – непосредственная поимка вепря – также не лишены энергий, созвучных зодиакальному Овну.

Из чащи Геракл вызывает кабана криком (Марс, ср. с громом тимпанов в подвиге изгнания стимфалийских птиц).

«Падение» Сатурна

Стреножил кабана Геракл «в глубоком снегу» (!) «на вершине горы» (!), после чего обездвижил его, связав (!) – суть энергетики Сатурна, управителя Козерога и Водолея, падающего в Овне. 

назад                            далее