Тайна Бадабера
Футбольный матч – одна из тайн Бадабера. Поэтому, не мудрствуя лукаво, представим все источники о футбольном матче в Бадабере.
Кириченко о футбольном матче
По Труду [2] и СС [3]: на футбольный матч болеть за моджахедов собираются почти все курсанты Бадабера.
Возможно, сбор именно этой информации (а не матч сам по себе) – основная цель Абдурахмона: посчитать численность вероятного противника (ведь это – тщательно охраняемая тайна Бадабера) для оценки сил и средств при подготовке восстания в Бадабере.
За наших болеть некому, кроме Рустамова, которого не взяли в команду (он не умел играть в футбол), и Исломудина – тот сам не хотел выступать против моджахедов.
Разгром!
Несмотря на то, что нашим изможденным игрокам не дали возможности даже потренироваться, футбольный матч в Бадабере заканчивается с разгромным счетом 7:2 в пользу советских военнопленных.
Четыре мяча забивает наш капитан Абдурахмон.
Это был действительно знаменательный матч – как легендарная игра истощенных спортсменов киевского «Динамо» с командой фашистов в оккупированной столице Украины в 1941 году. Та ведь тоже закончилась победой наших футболистов.
Фильм [4] о футбольном матче
По Фильму [4], 26:10-27:20:
«Обычно по пятницам пленники чистили оружие моджахедам – отличный шанс его захватить. А накануне пришли ещё 28 грузовиков с боеприпасами. Казалось, всё шло по плану…
Но вдруг афганцы объявили, что вместо чистки оружия будет футбольный матч. Есть версия, что кто-то из пленных предупредил моджахедов. Пришлось действовать по обстановке.
Абдурахмон вообще не играл…
Рустамов: «Абдурахмон и ещё один русский сказали, что у одного болит живот, у второго – нога и играть они не будут. Они остались, остальные пошли играть.
Во время футбольного матча мы сидели в подвале. Нас было 6 человек: Исломутдин, я, ещё один наш пленный казах, в плену его звали Кенет. У него с головой было плохо. Он был сумасшедший – всё время сидел на одном месте. С нами ещё было три пленника афганца из армии Бабрака Кармаля.
Выигрывали, но матч не окончен
В окошко отлично видели стадион. Наши ребята выигрывали 3:0. Моджахедов это сильно раздражало, и они начали кричать: «Шурави, вы – ишаки!». Завязалась потасовка».
Фильм [5] о футбольном матче
По Фильму [5], 23:06-23:25:
«Но то, что история с футболом была затеяна неспроста, у него (Рустамова) сомнений нет.
Рустамов: «Потом Таджимету (имя начальника охраны?!) [Абдурахмон] сказал: «Давай, командир, работа, работа, каждый день работа. Есть у вас тоже, такая, наше, у вас моджахеды и русские; давай, играем в футбол».
«Первый матч русские проиграли 2:7» (23:35) и «моджахеды грубо играли, подножки делали, толкались. А когда русские падали – только смеялись» (24:00).
Резюмируем
По версии Евгения Кириченко, отыгранный в поединке футбольный матч был один, и советские военнопленные его выигрывают – 7:2. Абдурахмон забивает 4 мяча.
Резюме по Фильму [4]
По Фильму [4] футбольный матч объявляется внезапно, взамен плановой чистки оружия.
Абдурахмон и «ещё один русский» тупо «косят», ссылаясь на боли в животе и ноге. Чем заканчивается матч неизвестно: при счёте 3:0 в пользу советских военнопленных начинается потасовка.
По ходу дальнейшего повествования в Фильме выясняется, что восстание начинается именно благодаря «легенде» о нездоровье Абдурахмона и «ещё одного русского»: пока все увлечены футболом, Абдурахмон начинает бунт…
Резюме по Фильму [5]
По Фильму [5] Абдурахмон предлагает некому Таджимету (возможно, начальник охраны) сыграть в футбол.
Матчей было больше одного, первый из которых мы проигрываем – 2:7, то есть с точностью до наоборот в сравнении с версией Евгения Кириченко. Как и когда играл Абдурахмон – неизвестно.
Иными словами, единственное, что достоверно известно о футбольном матче – это то, что он был…
Побег Матвеева в посольство
Странно, но обстоятельства побега Александра Матвеева в пакистанское посольство СССР отсутствует и у Кириченко [2], [3], и в Фильме [5], фигурируя только в Фильме [4], 24:30-25:22, к которому и обратимся:
«В один из дней, когда основная масса моджахедов была занята учёбой, Абдулла незаметно ускользнул из лагеря и направился в советское посольство в Пакистане.
Он был практически у цели, когда в Исламабаде его остановила полиция и повезла назад в лагерь. А там уже вовсю искали беглеца.
Полицейский «шмон»
Рустамов: «Нас перепрятали в другое место. Приехала пакистанская полиция, всё проверила, но пленных не нашла. Они спросили Абдуллу, мол, ну и где эти пленные, о которых ты говорил? Никого ведь нет.
И тут моджахеды им говорят: «Да это не русский. Это человек Бабрака Кармаля. Он просто хотел от нас сбежать. Вот, возьмите за ваши хлопоты.
Таким образом, пакистанцы фактически продали Абдуллу моджахедам. Забрали деньги и уехали. Как только пакистанцы уехали, нас вернули обратно».
Что это было?
Что стояло за этим «побегом» Александра Матвеева (Абдуллы) – ещё одна тайна Бадабера.
Попытка спастись в одиночку, как неизвестный беглец в цистерне водовозки накануне заключения в Бадабер Рустамова?
Или часть общего плана по высвобождению всех пленников?.. Попробуем разобраться.
Вариант 1. Матвеев (Абдулла) решает по аналогии с неустановленным беглецом, скрывшимся в цистерне водовозки, спастись один
Самый нереальный сценарий при одиночном побеге Матвеева – попытка пройти нелегалом всю территорию Пакистана и, добравшись до территории Таджикистана, незаконно пересечь государственную границу СССР, где добровольно сдаться первому встречному пограничному патрулю.
Его нереальность не только и не столько в том, что у Пакистана нет общей границы с СССР, то есть придётся, как минимум пересекать две границы: либо Пакистан-Афганистан-Таджикистан либо Пакистан-Китай-Таджикистан.
Без учёта рельефа местности…
Нереальность сценария в том, что границы северных территорий Пакистана – это не «полюшко-поле», но высокогорные хребты до 3 000 метров над уровнем моря…
И Александр Матвеев (Абдулла), надо признаться, не Рембо, и до этих северных территорий тоже как-то надо добраться: а немусульманская внешность и незнание языка в таких условиях – главные враги.
Сдача властям
Остаётся официальный «отход», через посольство СССР в Пакистане. Самое сложное при одиночном побеге Матвеева в этом случае – придумать себе легенду для официальных пакистанских властей: кто ты, как «сюда попал», на каком основании находишься в Пакистане и «куда держишь путь, мил человек?», в принципе.
Однако при должном уровне осмотрительности и наличии свободного времени – а Матвеев (Абдулла) находится в плену более 2,5 лет – и эта задача – «не бином Ньютона».
В любом случае, от факта своего побега из Бадабера необходимо дистанцироваться максимально: плести пакистанским властям что угодно, только не упоминать о своей причастности к этому лагерю военнопленных, где ещё и «шурави» содержатся.
«Красная тряпка» для пакистанского «быка»
Пакистанским властям эти «казематы для русских», как кость в глотке, о которых они уже явно догадываются, ибо одна пакистанская инспекция после побега советского узника в цистерне водовозки Бадабер уже посетила, как об этом упоминает Рустамов.
Нм мог же этого не знать Александр Матвеев (Абдулла). Иначе же, произойдёт, то, что… произошло.
Соответственно, либо Александр Матвеев (Абдулла) не проанализировал эти риски, что вполне допустимо для молодого человека двадцать второго года жизни, либо…
Вариант 2. Побег Матвеева (Абдуллы) в посольство СССР в Пакистане – часть общего плана по освобождению из плена всех узников Бадабера
Часть плана, на которой вся «бадаберская история» могла бы и закончиться, если бы Александру Матвееву (Абдулле) удалось пересечь ворота посольства СССР в Пакистане.
Но его «принимает» пакистанская полиция… Вот бы где пригодилась предварительно подготовленная легенда.
Итак, Александра Матвеева (Абдуллу) «хомутают» и везут обратно в Бадабер.
Вопросы «на поверхности»
Вопрос: откуда пакистанские полицейские узнали, что «клиент» - из Бадабера? Вывод только один: Александр Матвеев (Абдулла) об этом сообщил сам.
Зачем? Либо Александр Матвеев (Абдулла) не подготовился, не досмотрел, не предвидел и «был не готов», либо… это и было его основной задачей – ещё раз дать сигнал пакистанским властям о лагере для военнопленных в Бадабере, в котором в числе прочего содержатся и «шурави».
Логика восставших
Иными словами, расчёт организаторов восстания в Бадабере был верен: повторить опыт удачного побега возможно, «надавив» на самое «больное место» Раббани – раскрытие факта незаконного удержания советских военнопленных на территории Пакистана перед администрацией Зия-уль-Хака, которому ни военный, ни политический конфликт с СССР не нужен ни при каких обстоятельствах.
Если бы у Александра Матвеева (Абдуллы) получилось… Но на его пути возникла пакистанская полиция, уровень политической подготовленности у которой ещё тот… И История пошла своим чередом…
Надругательство над Абдуллой
Три источника описывают эту тайну Бадабера по-разному.
Надругательство по версии Кириченко
По Труду [2] непосредственным поводом для восстания в Бадабере становится страшный случай с нашим пленным Александром Матвеевым (Абдуллой).
Он имеет свободный режим содержания, может возвращаться в камеру, когда захочет, так как является электромонтёром, хорошо говорит на дари, имеет приятелей среди курсантов лагеря и некоторых командиров.
Накануне восстания в лагере Бадабер – очередной курсантский выпуск, и праздник по этому случаю затягивается допоздна. Матвеев (Абдулла) возвращается в камеру в полночь в невменяемом состоянии. Он бросается к Абдурахмону. Так шурави узнают: над их товарищем надругались моджахеды.
Надругательство по версии Рустамова. Вариант первый
Сходную версию этой тайны Бадабера, только без празднования курсантского выпуска, сообщает Фильм [5], 24:35-25:05, Рустамов:
«Таджимет (опять Таджимет! Это не начальник ли охраны Бадабера, часом? – Ломов), злой такой, позвал Абдулло: «что-то у меня лампочка не горит»…
Абдулло симпатичный такой парень был. А у того лампочка горела. Он хотел совсем другого. Говорит: «Садись, отдыхай».
И очень сильный наркотик дал ему покурить. Чарс. А он покурил и отключился. А потом остальные штаны с Абдулло сняли и делали уже что хотели».
Надругательство по версии Рустамова. Вариант второй
Однако аутентичную версию, на авторский взгляд, даёт Фильм [4], 25:14-25:36, Рустамов:
«Таким образом, пакистанцы фактически продали Абдуллу моджахедам. Забрали деньги и уехали. Как только пакистанцы уехали, нас вернули обратно.
И нам сказали: «Вот смотрите, если кто-то из вас ещё что-нибудь подобное надумает сделать, наказание будет таким»… И Абдуллу изнасиловали. После этого он к нам вернулся, сидел и плакал возле нас».
Хватит, бля…
Фильм [4], 25:38-26:05 Рустамов:
«Среди нас был Абдурахмон. Рослый, здоровый парень. Он сказал: «Давайте поднимем восстание? Так дальше дело не пойдёт. Завтра с любым из нас так могут поступить. Веры этим никакой нет».
Именно этот парень всё и начал. До этого о восстании никто и не помышлял.
Он сказал: «Если у вас духу не хватает, я сам начну. На какой день наметим? Давайте в ближайшую пятницу, когда оружие вынесут со склада для чистки?»
Исломутдин тогда был среди нас».
Причина «наказания» Абдулло
Иными словами, по Фильму [4] надругательство над Александром Матвеевым (Абдуллой) – не пьяная курсантская блажь,
не голая похоть некого Таджимета, очевидно, имеющего высокий пост в администрации Бадабера, решившего «развлечься» с друзьями,
но наказание Александра Матвеева (Абдуллы) за попытку прорыва на территорию посольства СССР в Пакистане.
Ментальный уровень «воинов Аллаха»
Вопрос только в одном, «духам» вообще хватило мозгов отдуплить скрытый смысл демарша Александра Матвеева (Абдуллы): что это не его личная инициатива и выходка, но часть общего плана?!!
Вероятно, нет: стратегического планирования такого уровня «мечи Аллаха», как правило, не «вывозят»…
Для остальных – есть некие «реперы», подтверждающие истинность скрытого смысла «побега» Александра Матвеева (Абдуллы) в пакистанское посольство СССР.
Если бы Абдулла бежал один…
Во-первых, если бы Александр Матвеев (Абдулла) решил «самоамнистироваться в одно рыло», вряд ли бы его ожидал столь тёплый приём, как ещё недавно, казалось бы, для него, уже бывших сокамерников – крыс не любят! Нигде.
В «реале» же надругательство над Александром Матвеевым (Абдуллой) по Фильму [4] стало основным катализатором восстания в Бадабере.
Почему «решился» Абдурахмон?
Во-вторых, реплика Абдурахмона, на авторский взгляд, имеет хоть и скрытое, но ключевое значение – «Завтра с любым из нас так могут поступить».
В чём скрытый смысл этой фразы Абдурахмона? Неужели искренне опасения за свою ж…, как потенциальная угроза стать жертвой насилия содомитов? Угу (с иронией).
Для амбала под два метра ростом, владеющего единоборствами, с которым «даже охранники старались вести себя без грубости». Ясно же, что Абдурахмону такая «экзекуция» не грозит ни при каких обстоятельствах…
«Побег» Абдулло – часть общего плана!!!
Очевидно, что Абдурахмон опасается массовой расправы, когда моджахеды «допетрят» скрытый смысл: кто фактически стоит и что реально скрывается за «побегом» Александра Матвеева (Абдуллы) в пакистанское посольство СССР.
Рустамовское «до этого о восстании никто и не помышлял» выдаёт его явное неведение об истинных планах бунтовщиков.
Вариант
Либо, как вариант, Абдурахмон просто-напросто императивно назначает реализацию активной фазы существующего плана.
Чтобы сократить моджахедам «время на подумать», Абдурахмон намечает восстание на ближайшую пятницу…
Центральное событие повествования – начало восстания в Бадабере – покрыто таким исследовательским мраком, что диву даёшься от сокрытия этой тайны Бадабера.
Молитва?
Так, по мнению Евгения Кириченко в Труде [2], и в СС [3], восстание в Бадабере началось во время вечерней молитвы.
Фильм [4] противоречит сам себе.
Так, на хронометраже 34:25-35:02 Фильма [4], утверждается, что «шла пятничная вечерняя молитва: все моджахеды, кроме 12 часовых, были без оружия. Более 200 курсантов и их командиры находились в мечети».
Или футбол?
Однако, на хронометраже 26:10-27:20 утверждается, что восстание в Бадабере началось во время футбольного матча (первого или очередного не установлено), от которого «откосил» Абдурахмон и «ещё один русский», сославшись, что у первого болит живот, а у второго – нога.
Эту же версию поддерживает Фильм [5], где на хронометраже 27:53-29:05 повествуется, что «должен был состояться очередной (здесь – очередной, а не первый) футбольный матч.
Моджахеды, как обычно, играли грубо. Травма Абдурахмона ни у кого не вызывала подозрений».
Иными словами, установить, где перед самым началом восстания в Бадабере находилось вражеское большинство – на футбольном поле или в мечети – невозможно.