Рождение шедевра
Любой шедевр – чудо, как сам по себе, так и всё, что с ним связано.
Формирование авторского замысла, черновые наброски, непосредственная работа, наконец, его появление, материальное воплощение в «этом лучшем из миров» и публикация / представление неограниченному кругу лиц.
Но самое поразительное в рождении шедевра, то, что его… никто не ждёт! Даже не догадывается о возможности его скорого появления!
И вдруг – он! «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада». Он сразу становится всеобъемлющим…
В музыке
Так однажды явились битлы и вскорости «явили миру» «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» – единственный альбом за всю историю группы, не поднявшийся выше второго места во всевозможных чартах своего времени.
Но по праву занимающий первую строчку в списке «500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone» сейчас.
Так рядовым саундтреком к не самому эпохальному фильму «Тегеран-43» прозвучала на весь мир «Une Vie D’Amour» Гарваренца и Азнавура на французском (именно – на французском!) языке, когда при засилье англоязычной попсы никаких других языков на мировом музыкальном Олимпе будто не существовало.
Так «сквозь дребедень эпохи» Родины прорвалась и осталось навсегда «Нежность» Пахмутовой, Добронравова и Гребенникова…
Шедевр как эталон
И далее, как ни странно, все творения номинантов и лауреатов всевозможных премий рассматриваются исключительно через призму этих шедевров.
Достойны ли они оказанной им чести, особенно если сам шедевр этой наградой по какой-то досадной случайности оказался обделён? Дотягивают ли они до «эталонного» уровня?
Так, недавно ушедший от нас латышский поэт Имантс Зиедонис писал: «После того, как жил на свете и погиб в небе Сент-Экзюпери, писать стихи очень трудно». Это – очень правильные и верные слова!
«Закатный роман»
В дневниках Булгакова и его жены фигурирует эмоционально красивое словосочетание – «закатный роман». Так Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна именовали роман, который Булгаков дорабатывал, даже находясь на смертном орде. Это – «Мастер и Маргарита».
Не беру на себя смелость утверждать, какой доподлинный смысл чета Булгаковых вкладывала в это словосочетание.
Может, то, что вследствие «закатности» романа, суть – завершающего творческий путь автора, он должен быть «самым-самым», предельным…
Может, это просто идентификация работы, над которой автор работает «здесь и сейчас», сегодня. Может, наоборот, оттого, что автор объективно оценивает своё творение как «самый-самый», ему стоит в принципе прекратить писательскую деятельность. Доподлинно мне неизвестно.
Domine ivimus!..
Но ближе, конечно, первый вариант с той страшной оговоркой, что автор осознанно понимает – больше и дальше ничего стоящего сотворить ему уже не дадут, и жизнь его скоро закончится, ведь делать ему тут больше нечего…
Ибо он уже итак «достиг предела». Domine ivimus!.. Он – дошёл!..
Дошёл, как Булгаков с «Мастером и Маргаритой». Дошёл, как Шукшин с «Калиной красной».
Дошёл, как Ван Гог со «Пшеничным полем с воронами». Дошёл, как Экзюпери с «Маленьким принцем»…
И теперь он становится смиренным и спокойным. Он понимает, что смерть над ним больше не властна.
Что «смерть не всё возьмет, только своё возьмёт»…
Начато в день Марса, девятнадцатого числа февраля 2013 года, 09:47, GMT+4, Москва (Центр); закончено в день Венеры, девятнадцатого числа апреля 2013 года, 12:45, GMT+4, Москва (Центр).