Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Балет «Светлый ручей»

Балет «Светлый ручей»© Герман Ломов, 2012

Помогающей другим становиться лучше…

Ужасный век, ужасные сердца!

А.С. Пушкин, «Скупой рыцарь»

 

Грубый век, грубые нравы. Романтизьму нету,

не дают человеку спокойно… жить!

Л.И. Гайдай, «Не может быть!»

 

  Я не люблю себя, когда я трушу,

  Досадно мне, когда невинных бьют.

Балетоман я тот ещё. По мне что балет «Баядерка», что балет «Сильфида» - один… в общем, овощ. Что можно ждать от пацана с рабочей окраины пусть даже третьего города страны?

Главное обстоятельство, повлиявшее на моё личностное развитие – та самая «рабочая окраина» – точнее и не сказать. До недавнего времени я вообще считал, что «хореография» от слова «хор»…

Почему опальный балет «Светлый ручей»?

Но драматическая история триумфа и краха балета «Светлый ручей» меня просто ошеломила!.. Своей несправедливостью, своим нелепием, абсурдом и фарсом, которые только и могли произойти во времена «культа личности».

В сегодняшних реалиях такое даже представить себе невозможно.

И уж, казалось бы, о бесчинствах сталинского режима исписаны тысячи трудов, как художественного, так и документального толка, но индивидуально-персонифицированная трагедия, тем паче трагедия Художника, всегда воспринимается наиболее остро.

Балет «Светлый ручей»И, конечно же, для оккультиста неприемлемо никакое объяснение случившегося причинно-следственными связями или ещё хуже слепой волей случая. Он воспримет только метафизический контекст. Такая вот особенность пралогического мышления…

Поэтому, безусловно, краеугольный камень настоящий работы – размышления о пользе элективных гороскопов, иными словами карт, связанных с выбором оптимального времени наступления какого-либо планируемого события.

Неоспоримая роль либретто

Но «начнём с начала», каковым для любого художественного произведения является его автор (авторы).

Обыватели часто спорят, что предшествует созданию песен – слова или музыка. В балете, как одном из видов, пожалуй, самого консервативного вида искусства, «в начале было» либретто.

Оно – тот скелет будущего произведения хореографии, на который наслаивается всё остальное, его костяк.

Авторство либретто балета «Светлый ручей» принадлежит Адриану Пиотровскому и Фёдору Лопухову. Для людей, далёких от «балетных опер», эти имена не скажут ничего. 

Тем интереснее посмотреть, что за люди стояли у истоков создания опального балета «Светлый ручей».

Действительно ли это мастера и корифеи или, что называется, «зашли с улицы» и «слабали невесть что», за что и получили заслуженную оплеуху?

Адриан Пиотровский

Балет «Светлый ручей»Согласно [1] Пиотровский Адриан Иванович – русский и советский переводчик, филолог, драматург, литературовед, театральный критик, киновед, художественный руководитель киностудии «Ленфильм».  Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

Родился Адриан Иванович Пиотровский, по одним данным, в Вильно, по другим – в Дрездене, вне брака у Веры Викторовны Петуховой от известного филолога-классика Ф.Ф. Зелинского. Был усыновлён тёткой Евгенией Викторовной Пиотровской и её мужем Иваном Осиповичем Пиотровским, от которых получил фамилию и отчество.

Детство и юность Адриана Пиотровского

Учился Адриан Пиотровский в знаменитой немецкой гимназии Петришуле (1908-1916). Окончил отделение классической филологии филологического факультета Петроградского университета (1916-1923). Ещё в студенческие годы Адриан Пиотровский выступал в качестве переводчика древних авторов.

Пиотровским с древнегреческого переведены элегии Феогнида, все сохранившиеся комедии Аристофана, все сохранившиеся трагедии Эсхила, «Царь Эдип» Софокла, «Ипполит» Еврипида, «Третейский суд» Менандра; с латинского –  «Сатирикон» Петрония, комедии Плавта, «Книга лирики» Катулла.

Адриан Пиотровский как литератор

Балет «Светлый ручей»В 1924 году Адриан Пиотровский возглавил художественный отдел ленинградского Губполитпросвета и руководил художественной самодеятельностью города, с того же года – директор Государственного института истории искусств, где вел курсы по истории античного театра и социологии искусства.

Также в 20-30х годах Адриан Пиотровский был занят организаторской культурной работой, выступал как исследователь искусства, драматург, либреттист.

Был заведующим литературной частью Большого драматического театра, Ленинградского ТРАМа, Малого оперного театра. В 1928-1937 годах был художественным руководителем Ленинградской фабрики «Совкино» (позже студия «Ленфильм»). 

Однако… Не похож «товарищ» Пиотровский на проходимца…

Фёдор Лопухов

Соавтор Пиотровского по либретто балета «Светлый ручей» – Лопухов Фёдор Васильевич.

Согласно Википедии [2] русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР (1956), заслуженный балетмейстер РСФСР (1927).

Образование Фёдора Лопухова

Балет «Светлый ручей»Закончил Императорское Театральное училище и с 1905 года принят в труппу Мариинского театра, где проработал артистом балета до 1922 года.

Художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра (ГАТОБ, театр оперы и балета им. С.М. Кирова) в 1922-1931, 1944-1946 годах и 1955-1956 годах.

Жизнь и творчество Фёдора Лопухова проходили в очень сложную историко-культурную и политическую эпоху.

Профессионализм Фёдора Лопухова

За время руководства театром сумел отстоять и сохранить большинство балетных спектаклей классического наследия, входящих ныне в «золотой фонд» российского и мирового балетного искусства.

Во время редакторской работы над классическими балетами делал это так мастерски, что поставленные им танцы нередко невозможно было отличить от первоисточника М.И. Петипа.

Балетмейстерское творчество Фёдора Лопухова очень разностороннее, в нём большую роль играют экспериментальные работы, тем не менее, основанные на классическом танце с привнесением разнообразных народных плясок (фольклора) (отметим на будущее сей факт – Ломов).

Фёдор Лопухов как новатор хореографии

Наряду с К. Голезовским впервые ввёл в дуэтный танец сложные акробатические поддержки (в том числе стал изобретателем движений, известных ныне во всем балетном мире).

Балет «Светлый ручей»За создание балета «Ледяная дева» (1927) единственный в стране был отмечен званием «Заслуженный балетмейстер РСФСР».

Фёдор Лопухов является одним из основателей бессюжетного балета (и этот – Ломов).

Фёдор Лопухов как худрук

В его новаторской постановке – танцсимфонии «Величие мироздания» (1923) принимал участие Г. Баланчивадзе (Дж. Баланчин) – будущий ярчайший мастер этого балетного жанра.

Лопухов – создатель балетной труппы Малого оперного театра (Театр Оперы и Балета им. М.П. Мусоргского) и её художественный руководитель в 1931-1936 годах. 

Надо же, и профессиональная подготовка хореографа МАЛЕГОТа, Фёдора Лопухова не оставляет сомнений в исключительном профессионализме последнего.

«Может, что-то в консерватории подправить?», как однажды метко посоветовал легендарный сатирик. Может, и впрямь виноват композитор, «ипримкнувшийкним» Дмитрий Шостакович?..

Дмитрий Шостакович

Балет «Светлый ручей»То, что Дмитрий Шостакович – музыкальный гений XX века, выражаясь языком правоведов – общеизвестный факт. Аксиома!

Однако в ходе работы важно проследить творчество Дмитрия Шостаковича, с каким творческим «багажом» подошёл 28-летний Дмитрий Шостакович к «первому обороту Сатурна», к 1935 году, году постановки балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе.

Начнём исследование с сочинения № 15 – первой оперы Дмитрия Шостаеовича. Итак.

Сочинения Шостаковича

Балет «Светлый ручей»

И наконец, сочинение 39, опальный балет «Светлый ручей»!

Иными словами, сам список, что называется, «читать устанешь», а ведь при этом за каждым сочинением – цельное музыкальное произведение.

Да не двух-трех минутной продолжительности, что без труда можно наблюдать сегодня, но с серьёзной партитурой и оркестровкой! 

Таким образом, к критике «товарищей» Пиотровского, Лопухова и Шостаковича в непрофессионализме следует отнестись с изрядной долей скепсиса, по меньшей мере: уж они-то своё дело знали!.. 

на Главную

далее